История. На пути к современной цивилизации

 Чем типична для культурной жизни России середины XIX в. деятельность забытого ныне писателя Николая Павлова?

Николай Филиппович Павлов (1803—1864) вступил в литературу на стыке 20—30-х гг. XIX в., когда как раз происходит процесс становления русской художественной прозы. На первый план тогда выступало описание социальной действительности, ее анализ. Но на роман сил еще не было. И поэтому — господство «физиологического» очерка нравов и быта, очерков с более или менее безыскусными элементами художественности, лучшие образцы которых и становились рассказами и особенно повестями, которыми тогда все зачитывались.
Николай ПавловПрозаический дебют Н.Ф. Павлова произошел в 1835 г., когда он публикует книгу «Три повести», включающую «Именины», «Аукцион», «Ятаган». К этому времени Павлов, незаконнорожденный сын помещика Грушецкого и грузинки, вывезенный с Кавказа Валерьяном Зубовым в 1796 г., отданный в дальнейшем в семью крепостного Филиппа Павлова, успел получить вольную, окончить Московское театральное училище, отделение словесных наук Московского университета и поработать в Московском надворном суде. Были уже сделаны первые шаги на поприще литературы: переводы драматических произведений и прозы, стихи, статьи. Происходит и становление его общественных взглядов, представляющих, по сути, традиционный набор русского либерала: недовольство существующей действительностью в России, поиск идеала на Западе, отказ от опыта прошлого во имя лучшего завтра. Стиль этот начинает господствовать в обществе, не следовать ему было дурным тоном и чревато остракизмом. Из общественных битв данное направление прямо попадало в литературу, вызывая целый обвал прозы, со сладострастием вскрывающей социальные язвы. Считалось безусловным, что сейчас не время украшательству и развлекательству. Все силы надо отдавать борьбе с присутствующими недостатками, которые являются производным от явного несовершенства строя, который надлежит заменить.
Литераторы, не имевшие в себе необходимых сил и таланта, предпочитали плыть по подобному фарватеру, одиночки же, чувствовавшие в себе искру Божью, старались как-то вырваться из сих жестких прогрессистских рамок. К ним, без сомнения, можно отнести и Н.Ф.Павлова. Да, его проза— социально-разоблачительная, так же как почти и все творчество в целом, но его общественная позиция вступает в противоречие с его же эстетикой, склонной к эффектным ситуациям, пышным драматическим конфликтам, словом, к той исключительности, которая является антитезой унылому морализаторству и ханжескому резонерству обличительной литературы. И особенно это стремление к романтическо-приключенческой нестандартности видна в повести «Ятаган».
И вот в последние годы жизни Павлова происходит резкая переориентация писателя. Он начинает выпускать свою газету «Наше время», выступившую против «разрушительных начал». Такова была эволюция многих деятелей культуры, ибо ниспровергательная психология, замешанная на догматах социального утопизма и особенно доведенная до логического конца, действительно может вызвать оторопь. Однако для издателя подобная смена вех оказалась гибельной — общество жаждало разоблачений и бичевания: газета прогорела к июню 1863 г., а через девять месяцев умер и ее основатель, заклейменный как «ренегат».

Далее:
Чем привлекало современников творчество одной из первых русских писательниц Елены Ган?

природа
Copyright © Почемучка, 2009-2012 г. Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с российским и международным законодательством. Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения администрации сайта с наличием активной гиперссылки.