История. На пути к современной цивилизации

 Как произошел раскол Русской православной церкви?

Перед большим церковным собором 1666 г., созванным в Москве Алексеем Михайловичем, предстали отрешенный патриарх Никон и запрещенный протопоп Аввакум. Между ними трудно было сыскать различие. Оба рьяно обличали современную Русскую церковь, которая в их глазах соединилась с католицизмом, оба неистово ругали греков и их нововведения, оба считали, что противники их действуют «советом Антихриста, учителя своего». «Тех правил в русской Кормчей нет, а греческие правила не прямые, — откровенно заявил Никон, почти повторяя Аввакума, — те правила патриархи от себя самовольно учинили... Все враки, а печатали те правила еретики!»
Оказавшись на месте Аввакума, Никон понял наконец, что все его отвлеченные идеи о божественности патриаршей власти маскировали трагическую истину: духовенство имело столько власти и прав, сколько обеспечит ему самодержавие. Никон указал на явные нарушения правил архиерейского суда. «Мы тебе не по правилам говорим, а по государеву указу», — честно отвечали противники.
Не беда, что два восточных патриарха из четырех отказались судить Никона. Что из того, что оба приехавших в Москву патриарха были давно отрешены от своих кафедр, а главный обвинитель — якобы греческий митрополит Паисий Лигарид — и вовсе отлучен от церкви? Золото, дипломатия, дружеская помощь турецкого султана и мусульманского муфтия — и все были поставлены на свои места: хоть на короткое время, но стали духовными властями!
Главная проблема Алексея Михайловича была не в придании судилищу видимости законности и даже не в одновременном осуждении староверов и Никона. Светской власти пришлось очень сильно нажать на русских архиереев, согласных на все, лишь бы спасти идею превосходства духовной власти над светской хотя бы в церковных делах. Тут греческая гвардия, хоть и дорого стоила, а помогла изрядно.
«По сим и подобным причинам, — завершил обоснование нужной позиции Лигарид, — царь именуется Богом. И ты, богоподобный Алексей Михайлович, имеешь право на богоименование!» — «Что скажете на это?» — спросили восточные архиереи русских после длительной немой сцены. «Предовольно и сказанного», — уныло ответили русские иерархи, подписывая приговор Никону и надеждам на самостоятельность Русской православной церкви. Некоторые не могли сдержать слез.
Плакали не напрасно.

Далее:
Что было после раскола Русской православной церкви?

природа
Copyright © Почемучка, 2009-2012 г. Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с российским и международным законодательством. Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения администрации сайта с наличием активной гиперссылки.