История. На пути к современной цивилизации

В чем суть противостояния Никона и староверов?

История зарождения раскола весьма сложна, но общие его причины хорошо видны в яркой картине противоборства двух мощных фигур — патриарха Никона и протопопа Аввакума. Оба они родились в бедности в Нижегородском уезде, оба начинали службу сельскими священниками, оба выдвинулись благодаря незаурядным внутренним качествам в окружении царя Алексея, и к обоим царь до конца дней испытывал почтение.
Никон и Аввакум были глубоко верующими, благочестивыми людьми, стремившимися к очищению и укреплению православия. Оба были бескомпромиссны, не жалели никаких сил и средств для достижения цели. Каждый твердо считал себя подвижником, направляемым божественной десницей. И Никону, и Аввакуму являлись видения, они были уверены, что сила их молитвы исцеляет больных. Оба отличались крутым нравом; насколько позволяло положение, каждый мог быть жесток. Аввакум и Никон были осуждены одним церковным собором, оба пребывали в заточении и почти одновременно погибли: один при возвращении из ссылки, другой — заживо сожженный вместе с товарищами.
Разная судьба, различная степень испытаний не только сделали в глазах народа одного героическим страстотерпцем, другого немилосердным гонителем. Аввакум, несмотря на свой фанатизм, перенося самые жестокие страдания и лишения, духовно возвысился до выражения правды угнетенных. Сочинения Аввакума, особенно его бессмертное Житие, составляют классику русской литературы. Духовным зарядом, силой воздействия на читателя, писания «огнепального» протопопа пробились сквозь века. Никон оказался, по существу, бесплоден. Он оставил глубокий след не столько в душах людей, сколько в организации и идеологии господствующей церкви.
И все же, несмотря на привнесенные жизнью различия, Никон и Аввакум были изначально явлениями одного порядка. Они вступили в активную жизнь как сыновья глубокого духовного кризиса, уходящего корнями в Великое разорение и Смуту. У Никона, Аввакума и их сторонников воля одинаково заменяла разум, а обрядность, церковный ритуал — более важные, содержательные стороны вероучения. И те, и другие не признавали и тени инакомыслия, легко и убежденно проклинали все, что сколько-нибудь отступало от их представлений.

Далее:
Как произошел раскол Русской православной церкви?

природа
Copyright © Почемучка, 2009-2012 г. Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с российским и международным законодательством. Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения администрации сайта с наличием активной гиперссылки.