История. На пути к современной цивилизации

Каковы были личные качества «царя-Солнца» Алексея Михайловича?

16-летний Алексей Михайлович, как единственный наследник, был возведен на престол летом 1645 г., потеряв одного за другим отца и мать. Белый и румяный, добродушного и веселого нрава юноша имел множество достохвальных в глазах современников качеств. Он был чрезвычайно благочестив, любил священные книги и обряды, тщательно соблюдал традиции, являлся превосходным хозяином и страстным охотником (особенно отличаясь в тонком искусстве сокольничего). Царь самолично написал гору писем, весьма почитал литературу и искусства, щедро поощрял литераторов, музыкантов, художников, архитекторов.
Меценатство имело явные государственные цели. Все свое 30-летнее царствование Алексей Михайлович совершенствовал и ежедневно соблюдал дворцовый церемониал, неустанно придавая всем его деталям, начиная с одежды и украшений и кончая декоративным фоном, музыкой, поэтическими речами, державную торжественность и величие. В этом он желал превзойти — и превзошел все Монаршие дворы мира, прежде всего французский.
царь-солнцеДля путешественников того времени очевидно было заочное соревнование между двумя абсолютными монархами Алексеем Михайловичем и Людовиком XIV. Оба они прославлялись в придворной литературе (причем аллегория «царь-Солнце» вошла в поэтический оборот несколькими годами раньше, чем «король-Солнце»), оба истово заботились о ритуале и блеске своих дворов, выездов, охоты...
«Король-Солнце» превратил свою резиденцию Версаль из скромной деревушки в грандиозный архитектурный ансамбль. «Царь-Солнце» надстроил и украсил Кремль, который был виден за 15 верст, «восхищая взор своей красотою и величием, своею возвышенностью, множеством башен и куполов церковных, сверкающих золотом». Сказочный Коломенский дворец стал одной из нескольких загородных резиденций царя Алексея, изумительных как архитектурой, так и выбором поэтичнейших мест природы.
«Двор Московского государя, — заметил член свиты английского посла в Москве, — так красив и держится в таком порядке, что между всеми христианскими монархами едва ли есть один, который бы превосходил этот московский. Все сосредоточивается около двора. Подданные, ослепленные его блеском, приучаются тем более благоговеть перед царем и честят его почти наравне с Богом».
Однако почести, воздаваемые двум самым блестящим абсолютным монархам, не ограничивали их сходства. Как Людовик XIV не был самостоятельным правителем, так и Алексей Михайлович, по выражению историка Костомарова, «сам себя считая самодержавным и ни от кого не зависимым, был всегда под влиянием то тех, то других». Сначала впечатлительным юношей управлял его воспитатель боярин Борис Морозов, затем — родственники царской супруги Милославские; несколько лет истинным властителем страны был патриарх Никон...
Видя в положении, характере и манерах сходство «солнечных» самодержцев на противоположных сторонах Европы, следует, однако, обратить внимание на безупречную личную жизнь Алексея Михайловича. Он обожал свою супругу Марию Ильиничну, от которой имел 13 детей (в том числе будущих царей Федора и Ивана и правительницу Софью). После продолжительной скорби о ее кончине царь женился на воспитанной в западном духе Наталии Кирилловне Нарышкиной (она родила трех детей, в том числе Петра). Внимание к молодой жене заставило пожилого государя устроить во дворце театр и даже устраивать танцы...
«Тишайший» самодержец и примерный семьянин был, однако, сыном своей эпохи, в которой жестокость, грубость и самодурство представлялись естественными. Царь мог одновременно давать милостыню нищим и указы о казнях. «Утешаясь», он приказывал опоздавшим на службу стольникам купаться в ледяном пруду — чуть не по дюжине за раз. Однако затем «жаловал» и звал к столу; так что, как он сам заметил, «многие нарочно не поспевают» к службе.
Даже в Думе царь временами выражался непечатно, а за хвастовство и пустословие мог боярина тут же оттаскать за бороду и выбить за дверь пинком. «Изумительно, — писал иностранец, — что при неограниченной власти над народом, привыкшим к совершенному рабству, он не посягнул ни на чье имущество, ни на чью ясизнь, ни на чью честь». Самодержавие, позволявшее выплеснуть царский гнев на любого, способствовало несклонности царя копить обиды.

Далее:
Почему Земские соборы в России способствовали укреплению самодержавия?

природа
Copyright © Почемучка, 2009-2012 г. Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с российским и международным законодательством. Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения администрации сайта с наличием активной гиперссылки.