История. На пути к современной цивилизации

Почему Земские соборы в России способствовали укреплению самодержавия?

После Смуты начала XVII в. власти обязаны были считаться с мнением сословий, принявших наиболее активное участие в гражданской войне и изгнании интервентов. Именно сила общественного мнения, наиболее ярко выразившаяся в решениях Земских соборов, способствовала укреплению самодержавия. Как и почему это происходило?
В то время как страну раздирала Смута, люди более чем когда-либо мечтали о сильной и единой для всех власти, способной обуздать насилие и твердой рукой оградить закон.
Земские соборы в РоссииОдин царь, один закон, общая польза для всех подданных, — такова была мечта большинства участников гражданской войны, начавшейся из-за нестерпимого желания людей разного чина и звания улучшить свое личное и в особенности сословное положение: избежать рабства и крепостничества, получить земли и рабочие руки, урвать и закрепить за собой богатства, сохранить и умножить собственность, привилегии, власть...
Реки крови пролились, пока народ, по инициативе купечества и Дворянства, не нашел единственного способа осуществления своей главной мечты. Только всеобщее, представителями всех сословий, избрание могло дать царя для всех вместо узурпаторов и самозванцев, выдвинутых кучкой сторонников. Измена бояр, призвавших королевича иноземного, в конечном итоге помогла россиянам объединиться для очищения страны от очевидно чуждой власти.
В результате победы Всенародного ополчения, возникшего на основе возродившегося в городах и уездах сословно-представительного самоуправления, власть в стране фактически взял Земский собор. В его состав целиком входили чины Боярской думы, бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки, как служившие до того в ополчении, так и сидевшие в Кремле с поляками. Полностью был представлен освященный собор: высшие духовные чины, от митрополитов до архимандритов крупнейших монастырей.
Все эти чины входили в число постоянных советчиков государя. Отличием Земского собора было широкое представительство выборных людей от общественно активных, но обычно обделенных государственной властью сословий: массы городовых дворян, купцов и промышленников, обычных горожан-налогоплательщиков, наконец, лично свободных черносошных крестьян. От каждого уезда на Собор избирались разумные и зажиточные, постоянные и добронравные люди, способные печься о благе страны. Крепостные, холопы и бедняки на Собор ни в коем случае не допускались. Интересы участников Земского собора и без того были весьма противоречивы.
Соборные заседатели объединялись вокруг одной, главной цели: спасения Российского государства путем установления в стране единовластия, говоря словами того времени — самодержавия. Примирение между собой городов и земель, сословий и политических противников путем подчинения всех единой власти было для участников Собора первым делом. Вторым — укрепление военной силы, финансов и администрации самодержавного государства. Защита своих частных, сословных интересов стояла на последнем месте.
Как древние новгородцы, согласно легенде, утомившись междоусобицей, призвали «из-за моря» князя Рюрика, так города и уезды, создавшие Всенародное ополчение с помощью своих выборных властей, предпочли после Смуты управляться присылаемыми из Москвы воеводами. В столице Земский собор не только не препятствовал, но всемерно способствовал восстановлению и развитию центральных ведомств-приказов. Стремительно разраставшийся приказный и воеводский административный аппарат укреплял самодержавную власть. А для приема потоков жалоб-челобитных на грабеж и насилие со стороны жадных чиновников-взяточников было создано еще одно учреждение — Челобитный приказ.
Первейшим делом Собора было одобрение распоряжений самодержавия всею землею, чтобы принятая мера была исполнена всеми и везде без прекословия. В первые годы царствования Михаила Федоровича вместе с указами от его имени часто посылались одинаковые указы и от Собора. Государевых чиновников для важнейших поручений сопровождали соборные «послы», подкреплявшие земским авторитетом деятельность еще слабого аппарата самодержавия.
Конечной целью сословного представительства в форме Земских соборов был абсолютизм — самодержавная власть, стоящая над всеми сословиями без исключения, в том числе над боярством и высшим духовенством. Перед лицом выборных представителей всей земли знатнейшие и богатейшие не могли действовать исключительно в свою пользу. Даже высшие чины государственного аппарата воровали и грабили с оглядкой на самодержца, который по челобитным «на бояр и всяких чинов людей в насильстве и в обидах» мог любого лишить звания и имущества, а то и сослать в Сибирь.
Недаром властолюбивый патриарх Филарет, редко обращавшийся к сословным представителям, счел за благо именно на Земский собор вынести решение о создании приказа, «где на сальников челом бьют». В «Новом летописце» — популярнейшем среди читателей XVII в. сочинении — без всякой иронии сказано, что Филарет Никитич «от насилья многих отнял; никаких в Московском государстве сильников не стало, опричь их, государей!» Это и был абсолютизм.

Далее:
Кто такой Никон?

природа
Copyright © Почемучка, 2009-2012 г. Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с российским и международным законодательством. Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения администрации сайта с наличием активной гиперссылки.