История средневековья

Почему ханы Золотой Орды не стали переменять власть на Руси?

В 1243 г. по приглашению хана в Сарай прибыл Ярослав, ставший по старшинству великим князем после смерти брата Юрия Владимирского в сече на Сити. Батый признал Ярослава великим князем всей, а не только Владимиро-Суздалъской Руси. Это заставило поторопиться других русских князей: в 1245 г. в Орду приехали подтверждать свои утраченные права великие князья Даниил Галицкий и Михаил Черниговский.
Они спорили из-за земель до и после Батыева погрома, продолжали соперничать и в Орде. Михаил заслужил уважение хана, назвавшего его великим человеком за то, что князь отказался поступиться верою; за это Михаила и боярина Федора зверски убили. Обходительный Даниил делал, что прикажут, и понравился Батыю. «Ты уже наш татарин», — сказал хан и дал ему разрешение-ярлык на Галицко-Волынское великое княжение. «О, злее зла честь татарская! — писал летописец. — Данило Романович, князь великий, обладавший Русскою землею, Киевом, Волынью, Галичем и другими странами, ныне стоит на коленях, называется холопом, облагается данью, за жизнь трепещет и угроз страшится!»
Немногие князья погибли, подобно причисленному к лику святых Михаилу, некоторые, не осмелившись выступить против самого хана, впоследствии бились с татарскими грабительскими отрядами и честно сложили головы в бою. Но большинство сочло, что стыд глаза не выест, что плетью обуха не перешибешь. Многие сообразили, что вся тяжесть дани ляжет на чернь, и обрадовались защите от воли бояр и народа, от удачи соперников, покушений соседей-иноплеменников. Ведь хан Золотой Орды прекрасно заменял для князей высшую государственную власть, утраченную с раздробленностью. Довольно было признать его царем, чтобы не стыдиться именовать себя холопом и ползать на коленях.
Признавая свое княжение собственностью царя татарского, князь получал ее обратно как наследственное владение вместе с обязанностью служить и правом на покровительство со стороны хозяина. Никто не мог отнять у него княжения, кроме самого царя. Когда княжеские столы наследовались правильно и мирно, ханы не меняли обычного порядка перехода власти от брата к брату или от отца к сыну. Обычно лишь в распрях и смуте, получая просьбы о суде и помощи, царь решал по своему произволу и карал строптивых. Батый не внес существенных изменений в государственное устройство Руси именно потому, что хорошо познакомился с ним и не видел в нем ни малейшей опасности для власти Золотой Орды.
Очень быстро ханы усвоили и значение церкви, утвердив ее особую роль в системе власти на Руси. Сами они приняли и распространили в своих владениях ислам, однако сохранили исконно присущую язычникам терпимость и уважение к иным религиям с их Жречеством или духовенством. Уже в 1261 г. была основана русская православная епископия в Сарае. Пастырь ее был настолько близок к хану, что не покидал его двор даже во время кочевок. Русский рополит со всеми церковными людьми был освобожден от всех да-ней и повинностей в пользу татар. Ханские ярлыки строго защищали земли, имущество и права духовенства, осознавшего, что царская власть от Бога.

Далее:
Чем славен князь Александр Невский?

природа
Copyright © Почемучка, 2009-2012 г. Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с российским и международным законодательством. Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения администрации сайта с наличием активной гиперссылки.