Древний мир

Где были обнаружены древнейшие храмы?

древние храмыПервыми храмами можно считать пещеры типа Каповой пещеры на Урале, где в палеолите совершались религиозные обряды и таинства. Собственно храмы, т. е. специально построенные здания, появляются в неолите. Наиболее полно неолитические храмы изучены в Чатал-Хююке. Они построены еще в конце VIII—VI тыс. до

н. э. К тому времени здесь сложилась система сложных религиозных верований. Мертвых выносили за поселок, где грифы, грызуны и насекомые уничтожали мягкие ткани мертвецов. Затем их кости собирали, завертывали в одежду и в корзинах погребали под своими домами. В погребения клали украшения, зеркала из обсидиана, оружие и т. д. Сложное религиозное мировоззрение чатал-хююкцев отразилось и в их храмах. Они устроены так же, как и жилища, но были более богато украшены. Каждое святилище состояло из 4—5 комнат. У входа в храм ставили статуэтки людей и животных в сидячей позе. Внутри храма таких статуэток не было. Чаще всего встречаются статуэтки богини, очевидно плодородия. Ее изображали в трех видах: молодой женщины, женщины рожающей и старой женщины, иногда с грифом. Мужское божество делали в виде юноши — сына, или возлюбленного богини, или в виде бородатого мужчины, иногда на быке. Статуэтки женщины-богини находят и в домах. Они похожи на «палеолитических Венер» с территории Восточной Европы. Внутри храмы Чатал-Хююка были раскрашены и украшены рельефами людей и животных. Роспись стен производилась натуральными красками, наносившимися кистью на белую обмазку. В передней части изображался бык или баран, и перед изображением ставился их череп. Ряды рогатых бычьих черепов помещались на специальных постаментах. На стенах много рельефов женских фигур с раскинутыми в стороны руками. Иногда показывали, как эти женщины рожали бычьи или бараньи головы. Крупная бычья голова часто дается как бы возникающей из стены над окрашенной в красный цвет нишей, возможно символизирующей загробный мир. Рядом с главной такой головой нередко изображали другие головы и женские груди. Символом жизни было сочетание бычьих рогов и женской груди. Сцены земной жизни в храмах Чатал-Хююка соседствуют со сценами загробной жизни. В одном случае человек несет две головы, в другом — огромные грифы клюют безголовые человеческие фигурки. Есть изображение, где человек, вооруженный пращой, защищается от двух черных грифов. Если человек изображался в этих храмах маленьким, то бык — в натуральную величину. В одном храме огромный двухметровый бык красного цвета стоит среди танцующих человечков. Один из них тащит быка за язык, Другой делает сальто на его голове. Здесь видится прямая аналогия со знаменитыми изображениями в Кносском дворце на Крите.
Устройство подобных храмов свидетельствует о существенных переменах в мировоззрении первых земледельцев и животноводов. Богиня плодородия надолго становится важнейшим божеством, а бык — главное тягловое животное земледельцев — наиболее почитаемым существом.

Далее:
Когда появились первые города на территории России?

природа
Copyright © Почемучка, 2009-2012 г. Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с российским и международным законодательством. Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения администрации сайта с наличием активной гиперссылки.