История первобытного общества

Что такое неолитическая революция?

неолитНеолитическая революция — переход человечества от существования за счет охоты и собирательства к жизни за счет сельского хозяйства. Этот переход начался в мезолите и завершился в неолите. За счет земледелия и скотоводства живем и мы с вами, живет и сейчас все человечество. Ведь все те злаки (пшеница, ячмень, просо, чечевица), которые впервые стали культивировать в X—VIII тыс. до н. э. в горах Загроса, Анатолии, Иране и Иерихоне, мы выращиваем и ныне. До сих пор мы едим хлеб, «изобретенный» в мезолите — неолите. Все те животные, которые были одомашнены неолитическими людьми на Ближнем и Среднем Востоке, — коза, овца, корова, свинья — причем в основном только эти животные — разводятся и сегодня. И сейчас только они снабжают человечество мясом, молоком (и соответственно, молочными продуктами). Неолитической революцией называл этот грандиознейший переворот в истории человечества английский ученый Г. Чайлд.
История сельского хозяйства начинается где-то около X тыс. до н. э. На стоянках Нахал Орен в Палестине, Карим Шахир, Зави Че-ми Шанидар в Ираке около 12 тыс. лет назад уже делали микролиты для жатвенных ножей, приручали диких животных и возделывали злаковые.
Почему произошла неолитическая революция и каковы были ее последствия?
Толчком к неолитической революции, видимо, послужил резкий подъем температуры на планете между XI и IX тыс. до н. э. Именно в это время на севере Европы стал быстро таять ледник, а в горах между Южным Прикаспием и Закавказьем стали выгорать травы. Каспийское море тогда стало катастрофически уменьшаться в размерах, высыхать. Пищи для животных стало мало. Часть их Уходила на север вдоль Каспия, другая часть сосредотачивалась вокруг источников, в «оазисах» (например, в Иерихоне), третья бродила в истощении вокруг стоянок человека, питаясь объедками. Человеку пришлось заботиться о сохранении уменьшающихся запасов природной пищи и научиться возделывать злаковые и выращивать скот в неволе. Это привело к рождению цивилизации.
Цивилизация могла возникнуть только тогда, когда появился какой-то устойчивый излишек продуктов сверх необходимого прожиточного минимума. Только земледелие и скотоводство давали возможность создания такого излишка. О том, что такой излишек появился на Ближнем Востоке, говорят многие довольно ранние археологические данные. Прежде всего, это монументальные сооружения. В Южном Двуречье они появляются уже с начала V тыс. до н. э. Подсчеты показывают, что на строительстве одной только платформы одного из храмов Урука 1500 человек должны были трудиться 5 лет — для этой стройки было затрачено 1700 000 человеко-дней! Для того чтобы оторвать от производства продуктов такое количество людей, общество должно было иметь большие запасы этих продуктов. Уже раннее земледелие давало возможность производить больше продуктов питания, чем требовалось для жизни той или иной земледельческой общины. Население Джейтуна (одного из первых поселений земледельцев в Средней Азии) составляло 150—180 человек. Норма расходования зерна в год в Восточной Европе — 16 кг в месяц. В Шумере в III тыс. до н. э. мужчине в месяц выдавали в среднем 36 кг зерна, а женщине — 18 кг. Исходя из этих норм, можно легко подсчитать, что для того, чтобы прокормить весь поселок Джейтун, требовалось 44 т зерна. Вырастить такое количество зерна, имея самые примитивные орудия каменного века, можно было, если двое взрослых от каждой семьи будут трудиться всего один месяц в году. По экспериментальным данным, неопытный человек собирает каменным серпом за час 1,5 кг зерна. 44 т можно было бы собрать за 10 рабочих дней, затратив всего 1760 человеко-дней, т. е. собрать необходимое на год всему поселку зерно можно было за 10 дней, если в работе примет участие все население поселка. А если на уборке будет занята половина жителей, то за 20 дней. При всех обстоятельствах земледельцы в Джейтуне могли обеспечить себя на год зерном, затратив максимум 60 трудодней. Производительность труда при орошаемом земледелии в Месопотамии в III тыс. до н. э. была вдвое выше, следовательно, если земледелец в Месопотамии работал так же, как и в Джейтуне, 60 дней в году, то половина его труда уходила на создание прибавочного продукта. Но весь год состоит не из 60, а из 365 дней. А так как земледельцу было достаточно 30 дней для обеспечения себя продуктами питания на год, остальные 335 дней его можно было заставить работать на строительстве храмов, дворцов, пирамид и т. п. Развивающееся скотоводство давало возможность еще проще накапливать богатства в виде огромных стад скота. Владелец стад мог легко заставить работать на себя неимущих.

Далее:
Когда и где были одомашнены животные?

природа
Статья неолитическая революция.
Copyright © Почемучка, 2009-2012 г. Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с российским и международным законодательством. Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения администрации сайта с наличием активной гиперссылки.