История. На пути к современной цивилизации

 В чем особенности литературной позиции Алексея Константиновича Толстого?

Алексей Константинович Толстой (1817—1875) по рождению принадлежал к самым блестящим семействам России. По отцовской линии он был потомком известного сподвижника Петра I графа П.А.Толстого, по материнской— правнуком последнего гетмана Украины и брата тайного мужа императрицы Елизаветы Петровны К. Разумовского. «С шестилетнего возраста, — как пишет сам А. Толстой, — я начал марать бумагу и писать стихи, — настолько поразили мое воображение некоторые произведения наших лучших поэтов».
Алексей Константинович ТолстойВнешне жизнь его протекает как и положено отпрыску сто. знатных родов. Участник детских лет будущего императора Александра II, Толстой в 17 лет определяется «студентом» в Московском архив иностранных дел, где в числе подобных ему «архивных юношей» занимается разбором м описанием ценнейших исторических документов. Через три года он назначен в русскую миссию при германском сейме, а еще через три — переводится во 2-е отделена собственной его величества канцелярии, которая со времен Сперанского занималась вопросами законодательства. В 1841 г. происходит его литературный дебют — под псевдонимом издает отдельна книгой повесть «Упырь», весьма тепло встреченную и теми читателями, кто не подозревал о личности автора, скрывающегося под маской.
«Упырь» — одно из немногих произведений А. К. Толстого, которое можно отнести к малосвойственному ему приключенческо-фантастическому жанру. Кроме данной повести он написал почти в это же время два рассказа на французском языке «Семья вурдалака» «Встреча через триста лет». Здесь он пока еще выступал как ученик— пусть и талантливый— российских прозаиков 20—30-х гг. XIX в. и западноевропейских писателей, в свое время также отдавших дань подобного рода тематике. «Упырь» послужил необходимой школой мастерства, неким промежуточным периодом— от школярства к мастерству, научил четкости композиции, особенно видимой в его знаменитой драматической трилогии по русской истории конца XVI — начала XVII в. Было видно, что автор, несмотря на свою молодость, не собирается слепо следовать в русле общепринятых литературных канонов, а предпочитает свой путь. В эти годы в русской литературе уже доминировала социально-бытовая повесть; все же остальное начинало третироваться как несовременное и, как это ни парадоксально для искусства, ненужное. Недаром одно из стихотворений Толстого так и называлось — «Против течения».
В 40-е гг. А. К. Толстой задумывает широкое историческое полотно — роман «Князь Серебряный», пишет ряд своих ставших популярными стихотворений. В начале 50-х гг. — совместно со своими двоюродными братьями Жемчужниковыми — он выводит на подмостки жизненной сцены Козьму Пруткова, которому все трое щедро отдают свои стихи, пьески, афоризмы, исторические анекдоты. И параллельно с этим Толстой пишет собственные лирические и сатирические стихотворения, поэмы и баллады, заканчивает начатую уже в начале 60-х гг. драматическую трилогию, до сих пор несходящую со сцены: «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иванович», «Царь Борис», где, как и в романе «Князь Серебряный», выступает как представитель аристократической оппозиции, равно не приемлющей ни деспотизм единодержавия, ни тем более разрушительно-революционные умонастроения нигилистов. Эти же мотивы звучали и в его поэзии. В балладе «Поток-богатырь», например, едкая сатира — критика автора — идет сразу по двум данным направлениям. Таким — не подлаживающимся под тенденции эпохи и не до конца понятым — он оставался до самой своей смерти.

Далее:
Как развивались связи между славянскими народами?

природа
Copyright © Почемучка, 2009-2012 г. Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с российским и международным законодательством. Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения администрации сайта с наличием активной гиперссылки.