История. На пути к современной цивилизации

Кто такой Никон?

Сын мордовского крестьянина Никита Минов (1605—1681) с детства верил в свое великое предназначение и долго ждал исполнения пророчества, что будет он «государем великим царству Российскому!» Ему пришлось жениться и стать священником, но после смерти троих детей он постригся под именем Никон в суровейшем скиту на Белом море и заставил уйти в монастырь жену.
Никита Минов Самое строгое подвижничество не удовлетворяло затворника. На рыбачьей лодке он в бурю пересек море и, причалив на Кий-острове, обещал Богу построить там в честь своего спасения монастырь. После скитаний и голода он уединился в келье близ Кожеозерской пустыни. Только мольбы братии заставили его стать игуменом пустыни, а просьба царя Алексея — архимандритом родового монастыря Романовых в Москве.
Среди ревнителей благочестия Никон превзошел всех религиозным рвением. Он взял на себя обязанность заступаться перед царем за убогих и обиженных, постепенно сделавшись всесильным фаворитом. В 1649 г. Никон стал митрополитом Новгородским, жестоко пострадал во время восстания 1650 г., но добился от новгородцев Покаяния и велел казнить зачинщиков.
Вступив на патриарший престол (1652), Никон полностью подсинил себе волю Алексея Михайловича, присвоил титул «великого государя» и правил наравне с царем, а иногда и вместо царя. Провокационно заменил русское двоеперстное крещение троеперстным, земные поклоны поясными, ввел без разбора множество мелких изменений в богослужения якобы по «древним греческим образцам». Возмутившихся ревнителей благочестия лишил сана, пытал, сослал заточил, архиереев запугал (даже жег огнем) и установил в церкви полное единовластие.

Добиваясь, чтобы первенствующему значению духовенства соответствовало богатство, Никон почти вдвое увеличил число принадлежавших церкви крестьян. Создал богатейшие монастыри: Крестный на Белом море, Иверский на Валдае и Воскресенский на реке Истре, который хотел превратить в Новый Иерусалим. Теперь Никон мог отбросить греческое учение и выстудить как глава Вселенского православия.
Небольшая размолвка с царем заставила патриарха уйти с престола в Новый Иерусалим (1658), чтобы вновь заставить Алексея каяться. Но царь, придворные и архиереи устали от тирании Никона. Тот дважды приходил в Москву, но не был принят во дворце. В свою очередь царь безуспешно пытался официально отрешить патриарха от престола, пока это не сделал собор нанятых иноземных и ненавидевших Никона русских архиереев (1666—1667).
В ссылке в Ферапонтовом, затем Кирилло-Белозерском монастырях Никон упорно именовал себя «Божией милостью патриархом» и пугал царя Страшным судом. В страхе пребывало и духовенство. Только известие о смертельной болезни Никона заставило патриарха Иоакима согласиться на мольбы царя Федора Алексеевича и вернуть ссыльного в Новый Иерусалим. Опальный патриарх умер в пути.

Далее:
В чем суть противостояния Никона и староверов?

природа
Copyright © Почемучка, 2009-2012 г. Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с российским и международным законодательством. Использование материалов сайта разрешено только с письменного разрешения администрации сайта с наличием активной гиперссылки.